О системе Учебные курсы Вход в систему

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель Департамента

 

 

 

образовательных  программ и стандартов

 

 

 

профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Л.С.ГРЕБНЕВ

 

 

 

 

 

 

 

"___"                         2003 г.

 

 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

  

История и концепция современного естествознания

  

Рекомендуется Минобразованием России для направления подготовки

(специальности)

  

021100-Юриспруденция

 

Москва   2003 г.

 

1.      Цели и задачи дисциплины.

Целью курса является формирование понимания современных концепций в естествознании, тенденций развития науки и взаимосвязи науки с иными формами духовной культуры – философией, религией, искусством, моралью.

Задача курса дать естественные сведения, раскрывающие картину мира, представить роль отдельных выдающихся представителей науки в формировании картины мира, преодолеть разрозненность между гуманитарными и естественными знаниями.

 

2.      Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Курс « Концепции современного естествознания» читается на гуманитарном факультете Московского государственного университета геодезии и картографии в соответствии с учебными планами естественнонаучных дисциплин. Этот курс входит в перечень элективных дисциплин на технических специальностях университета.

Предметом курса являются данные истории естественных наук, факты и события, характеризующие эту историю, эволюция картины мира, современная её картина.

В результате изучения курса студень должен проанализировать наиболее важные события в истории естествознания, ознакомиться с краткой биографией выдающихся ученых, овладеть современной терминологией и понятиями в области естественных наук, осознать значимость достижений науки прошлого и настоящего, роль естественных наук в истории человечества. Обобщающим результатом изучения курса является формирование у студентов представлений о естественнонаучной картине мира на основе современных концепций.

Курс тесно взаимосвязан с дисциплинами как гуманитарного цикла (история, философия, культурология), так и с естественнонаучными дисциплинами (физика, математика).

Особенностью курса является его историческая направленность, сочетающееся с достаточно строгим изложением естественнонаучных, прежде всего физических, концепций. В этом отношении курс «Концепции современного естествознания» является связующим звеном между гуманитарными и естественными дисциплинами.

 

3.      Объем дисциплины и виды научной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6

Общая трудоемкость дисциплины

146

74

72

 

Аудиторные занятия

102

54

48

 

Лекции

68

36

32

 

Практические занятия (ПЗ)

34

18

16

 

Семинары (С)

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

и (или) другие виды аудиторных занятий

 

 

 

 

Самостоятельная работа

44

20

24

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

и (или) другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

 

Зачёт

Экзамен

 

 

4.      Содержание дисциплины

4.1.  Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

(или С)

1.

История естествознания

20

-

2.        

Основные направления классического естествознания

20

18

3.

Современные естественнонаучные концепции.

38

16

 

4.2.   Содержание разделов дисциплины

1.Связь науки с иными формами духовной культуры

1.1 Связь науки с иными формами духовной культуры

2. Доклассическая наука

2.1 Истоки естествознания. Эпоха мифологии.

2.2 Античная наука. Эпоха мифологии.

2.3 Средневековая наука. Эпоха религии.

2.4 Наука эпохи возрождения. Эпоха искусства.

2.5 Начало эпохи науки.

3. Ньютон и математизация естествознания

3.1 Ньютон.

3.2 Классическая механика. Математизация естествознания.

4. Термодинамика

4.1 Температура и температурные шкалы.

4.2 Температура и теплота. Рихман. Карно.

4.3 Измерение теплоты. Закон сохранения и превращения энергии.

4.4 Начала термодинамики. Клаузиус. Карно.

4.5 Зарождение молекулярно-кинетической теории. Ломоносов.

4.6 Кинетическая теория газов.

5. Электричество

5.1 Первые опыты по электричеству.

5.2 Начало теории электричества. Эпинус. Кулон.

5.3 Электрический ток. Вольта.

5.4 Магнитное действие тока. Эрстед. Ампер.

5.5 Теория цепей и электрического тока.

5.6 Тепловое действие электрического тока.

5.7 Электромагнитная индукция. Фарадей.

5.8 Электромагнитное поле. Максвел.

5.9 Электромагнитные волны. Герц.

6. Оптика

6.1 Направления в оптике.

6.2 Геометрическая оптика.

6.3 Фотометрия. Бугер. Ламберт.

6.4 Волновая теория. Юнг. Френель.

6.5 Спектральный анализ.

6.6 Скорость света. Физо. Фуко.

6.7 Инфракрасное излучение. Гершель.

6.8 Электромагнитная теория света. Эфирный ветер.

7. Микромир

7.1 Квантовая природа излучения. Планк.

7.2 Модели Атомов. Бор.

7.3 Радиоактивность. Строение ядра. Элементарные частицы.

7.4 Квантовая механика-механика микромира.

7.5 Философские уроки микромира.

8. Теория относительности

8.1 Теория относительности. Эйнштейн.

9. Мегамир

9.1 Ньютоновская Вселенная.

9.2 Первая модель развивающейся Вселенной. Кант.

9.3 Космологические парадоксы.

9.4 Вселенная Эйнштейна.

9.5 Концепция расширяющейся Вселенной.

9.6 Горячая Вселенная. Гамов.

9.7 Структурная организация Вселенной.

9.8 Эволюция и строение Галактики.

9.9 Эволюция и типы звезд.

9.10 Солнечная система и Земля.

10.Биосфера и человек

10.1 Катастрофизм и эволюционизм в биологии.

10.2 Современная концепция катастроф.

10.3 Клетка.

10.4 Генетическая информация.

10.5 Синтетическая теория эволюции.

10.6 Концепции самоорганизации.

10.7 Человек как часть биосферы.

10.8 Человек как космическое существо.

 

5.      Лабораторный практикум.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

Основные направления классического естествознания

Маятник Абербека.

Исследование законов динамики.

Первое начало термодинамики.

Закон электромагнитной индукции.

2.

Современные естественнонаучные концепции

Волновые свойства света.

Квантовые свойства излучения.

Фундаментальные константы в естествознании.

 

6.      Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1.  Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

Соломатин В. А. История и концепции современного естествознания. Ярославль. ДИА-пресс, 2000 г. (учебник для ВУЗов).

Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. М. Ф. Жукова. Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997-832с.

Афанасьев Ю.Н. Воронов Ю. С. Кувшинов С. В. История науки и техники: конспект лекции. М.: РГГУ, 1998-267с.

 

б) дополнительная литература:

Дягилев Ф. М. Концепции современного естествознания. М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1998-192с.

Юлов В. Ф. Концепции современного естествознания. Киров,  ВГПУ, 1997-253с.

Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания. Калуга, Калужский филиал МГЭИ, 1997-235с.

Концепции современного естествознания: Ростов н/д: «Феникс», 1997-448с.

 

6.2.  Средства обеспечения освоения дисциплины.

1.      Компьютерная обучающая программа «история науки» (под ред. Ю.Н. Афанасьева, РГГУ, 1998г.).

2.      Диопозитивы по теме космических полётов (авт. Савиных В.П. МИИГАиК).

 

7.      Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебные лаборатории кафедры физики, лаборатория компьютерных средств обучения, информационный центр гуманитарного факультета.

 

8.      Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

021100-Юриспруденция

 

Программу составили:

Соломатин Владимир Алексеевич, доктор технических наук, профессор, Московский государственный университет геодезии и картографии.

Ф.И.О., ученое звание, вуз

 

 

Программа одобрена на заседании Методической комиссии Гуманитарного факультета.

            Программа одобрена на заседании научно-методического совета по дисциплине (учебно-методического совета по специальности, или УМО)

 

 

Председатель НМС (совета УМО)

 

 

 

 

 

 

СОЗДАТЕЛИ СИСТЕМЫ ДО

ГОСТЕВАЯ КНИГА

E-MAIL