О системе Учебные курсы Вход в систему
 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель Департамента

 

 

 

образовательных  программ и стандартов

 

 

 

профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Л.С.ГРЕБНЕВ

 

 

 

 

 

 

 

"___"                         2001 г.

 

  

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Базы данных

 

Рекомендуется Минобразованием России для направления подготовки

(специальности)

 

311100 – Городской кадастр,

650500 – Землеустройство и земельный кадастр

 

Москва   2001 г.

1.      Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является подготовка обучающегося по вопросам создания баз данных и работы с ними. Задачами дисциплины являются:

Ø        Освоение методологии и технологии проектирования баз данных

Ø        На примере практических задач развитие методологического и алгоритмического мышления студентов и приобретение ими навыков работы в современных СУБД.

2.      Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

После изучения дисциплины «Базы данных» студент должен

знать:

ü        современные подходы к проектированию баз данных;

ü        современное программное и аппаратное обеспечение для создания и работы с базами данных;

ü        принципы манипулирования данными в среде современных СУБД.

уметь:

§           проектировать концептуальную и логическую модели предметной области;

§           создавать базу данных в среде современной СУБД.

получить навыки:

·           работы в среде современных СУБД – создание запросов, отчетов, форм.

3.      Объем дисциплины и виды научной работы. 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

56

9

 

 

 

Аудиторные занятия

56

9

 

 

 

Лекции

14

9

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

42

9

 

 

 

Семинары (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

и (или) другие виды аудиторных занятий

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

и (или) другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

 

зачет

 

 

 

 

4.      Содержание дисциплины.

4.1.  Разделы дисциплины и виды занятий 

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

(или С)

ЛР

1

Роль баз данных в решении задач управления. Базы данных как основа информационных систем

2

 

 

2

Модели данных

2

 

 

3

Современные подходы к проектированию баз данных. Прикладные и предметные базы данных

2

2

 

4

Концептуальная модель базы данных, принципы ее построения

2

6

 

5

Современные средства моделирования данных

2

 

 

6

Логическая и физическая модели базы данных. Современные СУБД

2

4

 

7

Язык SQL

2

2

 

8

Создание БД в среде Microsoft Access. Редактирование таблиц

 

8

 

9

Запросы к БД, их типы, и принципы построения

 

8

 

10

Создание отчетов

 

6

 

11

Формы, их основное назначение. Создание различных видов форм

 

6

 

 4.2.  Содержание разделов дисциплины 

1.      Роль баз данных в решении задач управления. Базы данных как основа информационных систем.

В первом разделе дается определение предметной области и базы данных.  Рассмотрена роль баз данных в процессе формирования информационных ресурсов, в том числе для целей управления территориями и недвижимостью. Приведена классификация информационных систем и очерчена технология распределенных баз данных.

 

2.      Модели данных.

Во втором разделе рассмотрены типы моделей данных: иерархическая, сетевая и реляционная, - их основные характеристики и возможности применения.

 

3.      Современные подходы к проектированию баз данных. Прикладные и предметные базы данных.

В третьем разделе рассмотрены подходы к проектированию реляционных баз данных, с учетом особенностей прикладных и предметных БД. Рассмотрены методы и модели, с помощью которых описываются и структурируются разнообразные предметные среды. Приводится классическая методология проектирования баз данных.

 

4.      Концептуальная модель базы данных, принципы ее построения.

В четвертом разделе рассмотрены два подхода к моделированию предметной области – на основе пошаговой нормализации исходного универсального отношения и с использованием семантических моделей данных. Приведена технология анализа предметной области. Даны понятия сущностей, их атрибутов, связей между ними, первичных и внешних ключей, целостности данных, нормальные формы.

 

5.      Современные средства моделирования данных.

В данном разделе рассмотрены три основные категории средств моделирования данных, их возможности и характеристики.

 

6.      Логическая и физическая модели базы данных. Современные СУБД.

В шестом разделе рассмотрены принципы логического и физического проектирования БД. Рассмотрены корпоративные и «настольные» СУБД, их достоинства и недостатки.

 

7.      Язык SQL.

В седьмом разделе рассмотрен язык SQL. Его использование для описания БД и манипулирования данными в БД.

 

8.      Создание БД в среде Microsoft Access. Редактирование таблиц.

В восьмом разделе описана технология и приемы создания базы данных в среде современной «настольной» СУБД  Microsoft Access. Рассмотрены вопросы редактирования и манипулирования данными, содержащимися в таблицах БД: фильтрация, сортировка, закрепление столбцов и т.п.

 

9.      Запросы к БД, их типы, и принципы построения.

В девятом разделе рассмотрены типы запросов к базе данных – запрос на выборку, итоговый, перекрестный  запросы и т.п., их назначение и принципы построения.

 

10.  Создание отчетов.

В десятом разделе рассмотрены принципы построения отчетов – автоотчеты, мастер и конструктор отчетов.

 

11.Формы, их основное назначение. Создание различных видов форм.

В одиннадцатом разделе рассмотрены различные виды форм, их назначение и принципы построения.

 

4.3. Лабораторный практикум. 

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

3, 4

Исследование предметной области и построение концептуальной модели данных

2

6

Построение логической модели данных

3

7

Использование языка SQL для описания и манипулирования данными

4

8

Создание БД в среде Microsoft Access. Редактирование таблиц

5

9

Создание запросов

6

10

Создание отчетов

7

11

Создание форм

5.      Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1.  Рекомендуемая литература

а) основная литература:

Литвиненко М.В. Конспект лекций по курсу «Базы данных» обучающей системы ДО. – http://do.miigaik.ru/

 б) дополнительная литература:

1.Атре Ш. Структурный подход к организации базы данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 312 с.

2.Ахтырченко К.В., Леонтьев В.В. Распределенные объектные технологии в информационных системах// СУБД №5-6. - Москва, 1997, С.52-64

3.Гусева Т.И., Башин Ю.Б. Проектирование баз данных в примерах и задачах. - М.: Радио и связь, 1992. - 160 с., ил.

4.Двуреченский С.В. Концептуальное проектирование баз данных к АСУ. - М.: ЦНИИатоминформ, 1986. - 121 с.

5.Дейт К. Введение в системы баз данных: Пер. с англ. - М.: Наука, 1980. - 464 с.

6.Зиндер Е.З. Проектирование баз данных: новые требования, новые подходы. М.: Финансы и статистика, 1996. - 182 с.

7.Кириллов В.В. Основы проектирования баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 204 с.

8.Ладыженский Г. Системы управления базами данных - коротко о главном.// СУБД №2. - Москва, 1995, С.34-39

9.Создание базы данных для ведения «Ведомственного реестра» Минобразования России / Литвиненко М.В.; Моск. гос. унив. геод. и картогр. – Москва, 2000. – 9 с. – Библиогр. 5 назв. – Рус. – Деп. в ОНИПР ЦНИИГАиК  10.10.2000 г. 729-гд 2000 Деп.

10.Тиори Т., Фрай Дж. Проектирование структур баз данных: В 2-х кн. Пер. с англ. - М.: Мир, 1985. - 287 с., ил.

11.Тюрин Ю.Н. Макаров А.А. Анализ данных на компьютере./ Под.ред. В.Э.Фигурнова. - М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995. - 384 с.

12.Цикритзис Д., Лоховски Ф. Модели данных. - М.: Финансы и статистика, 1985. - 214 с.

13.Харитонова И.А. Михеева В.Д. Microsoft Access 2000. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1999. – 1088 с., ил.

 

5.2.  Средства обеспечения освоения дисциплины.

-Учебная дисциплина «Базы данных» в системе дистанционного обучения МИИГАиК;

-СУБД Microsoft Access.

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Вычислительный центр с 22 компьютерами и программным обеспечением для работы с БД.

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)

311100 – Городской кадастр

650500 – Землеустройство и земельный кадастр

 

Программу составила:

Литвиненко Мария Васильевна, доцент, Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

 

Программа одобрена на заседании

научно-методического совета по геодезии и картографии

«___»_____________2001г.

Протокол № ___________

 

Председатель НМС (совета УМО)

по геодезии и картографии

 

Савиных В.П.

    

СОЗДАТЕЛИ СИСТЕМЫ ДО ГОСТЕВАЯ КНИГА E-MAIL