О системе Учебные курсы Вход в систему
 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

 

 

 

 

Руководитепь Департамента

 

 

 

образовательных  программ и стандартов

 

 

 

профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Л.С.ГРЕБНЕВ

 

 

 

 

 

 

 

"___"                         2001 г.

 

  

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

  

Компьютерная графика

 

Рекомендуется Минобразованием России для направления подготовки

(специальности)

 

311100 – Городской кадастр,

650500 – Землеустройство и земельный кадастр

 

Москва   2001 г.

1.      Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является подготовка обучающегося по вопросам методологии и технологии выполнения графических работ на компьютере в качестве пользователей программно-технических средств компьютерной графики. Задачами дисциплины являются:

Ø        Ознакомление студентов с основами компьютерной графики

Ø        Ознакомление студентов с современным состоянием и тенденцией развития компьютерной графики

Ø        На примере практических задач компьютерной графики развитие методологического мышления студентов и приобретение ими навыков работы с графическими пакетами (на примере Corel DRAW).

2.      Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

После изучения дисциплины «Компьютерная графика» студент должен

знать:

ü        базовые понятия компьютерной графики;

ü        современное программное и аппаратное обеспечение для создания и обработки графической информации, тенденции их развития;

ü        принципы психофизиологического восприятия изображений на плоскости.

уметь:

§           применять теоретические основы компьютерной графики на практике при создании графических изображений;

§           оцифровывать и создавать послойное топографическое изображение средствами графического редактора.

получить навыки:

·           выполнения графических работ на компьютере;

·           использования графических инструментов для построения изображения.

3.      Объем дисциплины и виды научной работы.

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

134

3

 

 

 

Аудиторные занятия

54

3

 

 

 

Лекции

24

3

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

30

3

 

 

 

Семинары (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

25

3

 

 

 

и (или) другие виды аудиторных занятий

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

30

3

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

25

3

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

и (или) другие виды самостоятельной работы

 

 

 

 

 

Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

 

зачет с оценкой

 

 

 

 

4.      Содержание дисциплины.

4.1.  Разделы дисциплины и виды занятий

 

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

(или С)

ЛР

1

Предмет компьютерной графики. История, направления и приложения компьютерной графики

2

 

 

2

Векторные и растровые изображения. Виды компьютерной графики. Их достоинства и недостатки

2

 

 

3

Программное обеспечение для создания, просмотра и обработки графической информации. Форматы графических файлов. Классификация средств компьютерной графики и анимации

2

 

 

4

Цвет в компьютерной графике. Зрительный аппарат человека. Физические принципы формирования оттенков. Цветовые модели

3

 

 

5

Воздействие цвета на человека. Цветовая гармония

2

 

 

6

Устройства ввода, используемые в компьютерной графике

3

 

 

7

Основные устройства отображения  в компьютерной графике – электронно-лучевые трубки, их основные типы, люминофор. Соотношения, определяющие качество отображения

2

 

 

8

Классификация дисплеев. Дисплеи с произвольным сканированием луча (векторные или каллиграфические дисплеи). Дисплеи с растровым сканированием луча (растровые дисплеи). Их архитектура и работа основных компонент. Области применения

3

 

 

9

Дисплеи на запоминающей трубке, на плазменной панели, с жидкокристаллическим индикатором

2

 

 

10

Устройства графического вывода, используемые в КГ

3

 

 

11

Изучение интерактивного интерфейса графического редактора. Команды настройки рабочего листа. Способы задания координат объектов. Изменение масштаба изображения

 

3

3

12

Панели инструментов. Построение графических примитивов – кривая, прямоугольник, эллипс, многоугольник. Работа с текстом

 

3

3

13

Создание и редактирование атрибутов – выбор, форма, атрибуты контура, заливка. Создание собственного вида заливки

 

3

3

14

Редактирование графических объектов – копирование, удаление, растягивание, перенос, поворот, отражение, другие преобразования

 

3

4

15

Размещение объектов. Простановка размеров

 

3

3

16

Специальные эффекты – объем, перетекание, перспектива и т.п.

 

3

3

17

Работа со слоями

 

3

3

18

Экспорт изображений. Corel DRAW и Internet

 

3

3

 

4.2.  Содержание разделов дисциплины

 

1.Предмет компьютерной графики. История, направления и приложения компьютерной графики.

В первом разделе дается определение компьютерной графике. Рассмотрены история, основные направления и некоторые приложения компьютерной графики.

 

2.Векторные и растровые изображения. Виды компьютерной графики. Их достоинства и недостатки.

Второй раздел знакомит с такими базовыми понятиями компьютерной графики, как растровое и векторное изображение, их основными характеристиками. Описана сущность процесса оцифровки изображения, приводятся факторы, влияющие на качество  изображения.

 

3.Программное обеспечение для создания, просмотра и обработки графической информации. Форматы графических файлов. Классификация средств компьютерной графики и анимации.

В третьем разделе описаны основные возможности программ, назначением которых является работа с графикой. Показаны основные возможности векторных и растровых редакторов. Дается сравнительная характеристика форматов графических файлов. Более подробно рассмотрены вопросы, связанные с форматами растровой графики. Рассмотрена проблема сжатия информации, а также современные архиваторы. Приведены классификация средств компьютерной графики и анимации и краткий обзор основных программ компьютерной графики.

 

4.Цвет в компьютерной графике. Зрительный аппарат человека. Физические принципы формирования оттенков. Цветовые модели.

В четвертом разделе рассмотрены зрительный аппарат человека и психофизиологические особенности восприятия цветов, которые необходимо учитывать при пользовании системами отображения графической информации и построении графических изображений. Рассмотрены физические принципы формирования оттенков - аддитивный, используемый для самосветящихся объектов, и субтрактивный, используемый для несамосветящихся объектов. Рассмотрены основные цветовые модели, используемые в компьютерной графике: аппаратно-ориентированные модели - RGB, CMY, YIQ и ориентированные на человека - HSV, HLS.

 

5.Воздействие цвета на человека. Цветовая гармония.

В данном разделе рассмотрены некоторые вопросы цветоведения, а также применение цвета в компьютерной графике. Описаны три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное. Рассмотрены вопросы, связанные с символикой цвета и цветовой гармонией.

6.Устройства ввода, используемые в компьютерной графике.

В шестом разделе рассмотрены устройства ввода, используемые в компьютерной графике: клавиатура, кнопки, световое перо, планшеты, «мышь», трекбол, джойстик, потенциометр, сканеры, кодировщики. Уделяется внимание нетрадиционным устройствам ввода (сенсорная панель, речевой диалог, а также устройства, используемые в системах виртуальной реальности).

 

7.Основные устройства отображения  в компьютерной графике – электронно-лучевые трубки, их основные типы, люминофор. Соотношения, определяющие качество отображения.

В седьмом разделе рассмотрены принципы работы и устройство электронно-лучевых трубок, их основные типы. Рассмотрены люминофор и наиболее распространенные типы масок. Приведены  соотношения, определяющие качество отображения.

 

8.Классификация дисплеев. Дисплеи с произвольным сканированием луча (векторные или каллиграфические дисплеи). Дисплеи с растровым сканированием луча (растровые дисплеи). Их архитектура и работа основных компонент. Области применения.

В восьмом разделе приведена классификация современных дисплеев. Рассмотрены архитектура простой графической системы, ее отдельные составляющие, сущность и виды преобразования изображений, видеопамять.

 

9.Дисплеи на запоминающей трубке, на плазменной панели, с жидкокристаллическим индикатором.

В девятом разделе рассмотрены дисплеи, использующие другие типы индикаторов, - запоминающую трубку, плазменную панель, жидкокристаллический индикатор, - их достоинства и недостатки.

 

10.Устройства графического вывода, используемые в КГ.

В десятом разделе рассмотрены классификация методов печати, принципы работы основных принтеров - матричных, струйных, лазерных, на твердых красителях и протоколы их работы. Введены понятия пространственного и адресного разрешения. Приведена классификация графопостроителей и дано описание работы основных их типов - планшетных, с перемещающимся носителем (рулонных, с абразивной головкой, барабанных) и электростатических.

Другие разделы дисциплины (п.п. 11-18) являются темами практических занятий. Их основная задача – приобретение студентом навыков работы в графическом редакторе, с использованием знаний, полученных при использовании лекционного материала.

 

4.3. Лабораторный практикум.

 

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

11, 12

Построение графических примитивов и использованием панелей инструментов графического редактора. Работа с текстом

2

13,14,15

Редактирование графических объектов, создание и редактирование их атрибутов

3

16

Спецэффекты

4

17, 18

Работа со слоями. Экспорт изображений

 

Расчетно-графическая работа

Цель: расчетно-графическая работа является самостоятельно выполняемым заданием, предназначена для закрепления обучаемым навыков работы в графическом редакторе, требует создания учащимся целостного законченного изображения с использованием знаний, полученных при изучении лекционного материала.

Тема: графическая работа представляет собой фрагмент топографической карты, созданной средствами графического редактора.

Сроки: РГР выполняется в конце семестра после выполнения всех лабораторных работ.

Результатом работы является целостное векторное изображение фрагмента топографической карты с распределением информации по слоям, оформленное с учетом принципов психологического восприятия изображения.

Требования: работа должна продемонстрировать умение студента оцифровывать изображение и оформлять его средствами Corel DRAW.

Оценка за РГР учитывает: качество изображения, точность распределения топографических элементов по слоям, ритмичность выполнения работы.

 

5.      Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1.  Рекомендуемая литература

а) основная литература:

Литвиненко М.В. Конспект лекций по курсу «Компьютерная графика» обучающей системы ДО. – http://do.miigaik.ru/

 

б) дополнительная литература:

1.Антонофф Майкл, Линдерхолм Оуэн. Лазерные принтеры// Компьютер Пресс, сборник N1, 1989, с. 3-8

2.Винцюк Т.К. Системы речевого диалога// Материалы пятой школы-семинара "Интерактивные системы" (Кутаиси, 2-10 апреля 1983 г.). - Тбилиси: Мецниереба, 1983, с. 16-22

3.Гнилой В. Интерактивная машинная графика. – М.: Мир, 1981

4.Джад.Д., Внишецки Дж. Цвет в науке и технике. – М.: Мир, 1978

5.Лисицин Б.Л. Низковольтные индикаторы: Справочник. - М.: Радио и связь, 1985

6.Новаковский С.В. Цвет в цветном телевидении. - М.: Радио и связь, 1988, С.288

7.Ньюмен У., Спрулл Р. Основы интерактивной машинной графики. Пер. с англ. - М.: Мир, 1976

8.Павлидис Т. Алгоритмы машинной графики и обработки изображений. Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1986

9.Печатающие устройства персональных ЭВМ: Справочник// Под редакцией проф. И.М.Витенберга. - М.: Радио и связь, 1992

10.Сизых В.Г. Растровые дисплеи ряда Гамма. - Новосибирск, 1985. 26 с. (Препринт ВЦ СО АН СССР; 607)

11.Справочник по машинной графике в проектировании/ Михайленко В.Е., Мячев А.А, Степанов В.Н. Персональные ЭВМ и микроЭВМ. Основы организации: Справочник/ Под ред. А.А.Мячева. - М.: Радио и связь, 1991

12.Фоли Дж., вэн Дэм А. Основы интерактивной машинной графики: В 2-х книгах. Пер. с англ. - М.: Мир, 1985

 

5.2.  Средства обеспечения освоения дисциплины.

-Учебная дисциплина «Компьютерная графика» в системе дистанционного обучения МИИГАиК;

-Графический редактор Corel DRAW.

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Вычислительный центр с 22 компьютерами и программным обеспечением для работы с графическими изображениями. Периферийные устройства (сканеры, принтеры).

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)

311100 – Городской кадастр

650500 – Землеустройство и земельный кадастр

 

Программу составила:

Литвиненко Мария Васильевна, доцент, Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

 

Программа одобрена на заседании

научно-методического совета по геодезии и картографии

«___»_____________2001г.

Протокол № ___________

 

Председатель НМС (совета УМО)

по геодезии и картографии

 

Савиных В.П.

 

 

СОЗДАТЕЛИ СИСТЕМЫ ДО ГОСТЕВАЯ КНИГА E-MAIL