О системе Учебные курсы Вход в систему
 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель Департамента

 

 

 

образовательных  программ и стандартов

 

 

 

профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Л.С.ГРЕБНЕВ

 

 

 

 

 

 

 

"___"                         2001 г.

 

   

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

   

Природопользование

 

Рекомендуется Минобразованием России для направления подготовки

(специальности)

   

 

311100 – Городской кадастр

650500 – Землеустройство и земельный кадастр

  Москва   2001 г.

1.Цели и задачи дисциплины.

Дисциплина «Природопользование» относится к базовым, рассматривающим основополагающие вопросы строения и развития природно-техногенной среды, а также использования природных ресурсов.

Цель дисциплины - обеспечить будущим  специалистам знания о структуре и современной динамике компонентов природной среды - литосферы, рельефа, атмосферы, гидросферы, почв и растительности, а также о проблемах и технологиях использования естественных ресурсов.

Задачи дисциплины - дать слушателям представление о природно-техногенных процессах в литосфере и внешних оболочках Земли, привить им практические навыки работы с коллекциями минералов и горных пород,  тематическими картами природы и аэрофотоснимками, научить их анализировать взаимосвязи в развитии природно-техногенных систем.

Дисциплина «Природопользование» в соответствии с учебным планом изучается в 1-ом семестре и опирается на знакомство студентов с основами географии, биологии, физики и химии в объёме школьных программ.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Изучившие должны:

Знать основные закономерности строения и законы развития природной среды и ёё компонентов, основы дифференциации ландшафтов, виды природных ресурсов и системы их использования.

Уметь использовать литературные, картографические и дистанционные материалы в целях изучения природной среды и естественных ресурсов, а также оценивать эффективность систем природопользования.

Иметь навыки анализа природно- техногенных ландшафтов конкретных территорий, изучения и составления ландшафтных профилей и схем дешифрирования аэрофотоснимков, планирования оптимальных систем природопользования.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

 

Общая трудоёмкость дисциплины

113

113

Аудиторные занятия

97

97

Лекции

36

36

Практические занятия

36

36

Самостоятельная работа

16

16

Вид итогового контроля

 (зачёт, экзамен)

25

25

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

 

№ п/п   Раздел дисциплины

Лекции

Практические Занятия

1. Задачи курса, общии вопросы

+

 

2. Литосфера, строение и развитие

+

+

3. Рельеф Земли

+

+

4. Атмосфера

+

+

5. Гидросфера

+

+

6. Растительный покров

+

+

7. Почвенный покров

+

+

8. Ландшафты

+

 

 

4.2. Содержание дисциплины.

1. Задачи и структура курса.

Основные определения. Система наук о Земле и положение в ней природопользования. Литература.

2. Литосфера.

Общие сведения о Земле. Основные черты строения внутренних оболочек планеты. Строениие и типы земной коры. Классификация минералов и горных пород. Магматизм, вулканизм и метаморфизм. Законы образования осадочных пород. Движение земной коры, виды деформаций горных пород. Основные структуры земной коры. Условия формирования подземных вод, их типы и динамика. Современные геологические процессы. Геологическая история Земли. Ресурсы литосферы, их формирование и распределение. Виды и масштабы геологического воздействия на геологическую среду. Системы разработки месторождений полезных ископаемых.

3. Рельеф Земли.

Общие сведения о  рельефе, классификация форм. Морфология, морфометрия, происхождение и возраст рельефа. Эндогенные и экзогенные факторы рельефообразования. Генетические типы рельефа. Типы склонов. Геоморфологические карты. Практическое изучение рельефа как ресурса площадей и условий формирования полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

4. Атмосфера.

 Состав и строение атмосферы. Глобальная циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс. Циклоны и антициклоны, атмосферные фронты. Климат и погода. Климатические карты. Взаимодействие атмосферы с оболочками Земли. Климатические ресурсы и их использование.

5. Гидросфера.

Поверхностные воды суши - реки, озёра, болота. Снежный покров и ледники. Состояние водных ресурсов суши и системы их использования. Мировой океан, его дифференциация. Водные массы океана, их взаимодействие с атмосферой и гидросферой. Проблемы загрязнения и использование ресурсов океана.

6. Растительный покров.

Типы и структура растительных сообществ. Основные факторы развития растительного покрова. Растительные зоны России. Геоботанические карты. Использование ресурсов растительного мира.

7. Почвенный покров.

Факторы почвообразования и основные свойства почв. Типы  процессов почвообразования. Классификация почв. Почвенные карты. Современное состояние почвенного покрова. Деградация почв и их восстановление. Ресурсная оценка почв и системы землепользования.

8. Ландшафты.

Территориальная дифференциция географической оболочки Земли. Географические зоны и пояса. Понятие о ландшафтах и их структуре. Карты ландшафтов и физико-географического районирования. Оценка ландшафтов как основы комплексных систем природопользования.

 

5.Лабораторный практикум.

№ п/п

№ раздела дисциплины

 Наименование лабораторных

работ

1

2

Изучение коллекций минералов

2

2

Изучение коллекций горных пород

3

2

Анализ геологических карт

4

2

Построение геологического профиля

5

3

Дешифрирование флювиальных форм рельефа

6

3

Дешифрирование ледниковых и криогенных форм

7

4

Анализ синоптических карт

8

6

Изучение геоботанических карт

9

7

Изучение почвенных карт

 

6. Учебно- методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

1. Зверев А.Т. Методические указания к лабораторным работам по теме: Минералы и горные породы. М, МИИГАиК, 1984.

2. Зверев А.Т. Методические указания к лабораторным работам по теме: Геологические, тектонические и инженерно-геологические карты и профили к ним. М, МИИГАиК, 1985.

3. Пиотровский В.В. Геоморфология с основами геологии. М, Недра, 1977.

4. Подобедов Н.С. Природные ресурсы Земли и охрана окружающей среды. М, Недра, 1985.

5. Сладкопевцев С.А. Геоморфология и геодезические работы. М, МИИГАиК, 1989.

6. Сладкопевцев С.А. Системы природопользования. М, МНЭПУ, 1998.

7. Сладкопевцев С.А. Физическая география и почвоведение. М, МИИГАиК, 1999.

8. Судаков С.С. Общее землеведение. М, Недра, 1987.

 

     Программу составил д.т.н., профессор кафедры  

     природопользования и географии МИИГАиК      

                                                                              С.А.Сладкопевцев

                                         

Программа рассмотрена на кафедре природопользования и географии и утверждена Советом факультета прикладной космоновтики

    Зав.каф.                                                 Зверев А.А.

    Декан факультета                                  Малинников В.А.

 

СОЗДАТЕЛИ СИСТЕМЫ ДО ГОСТЕВАЯ КНИГА E-MAIL