О системе Учебные курсы Вход в систему
 

 

 

 МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Совета УМО

___________В.П. Савиных

“____”____________2001 г.

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

  Рекомендуется Минобразованием России

 для направления подготовки дипломированного специалиста по

 специальности 075300 - "Организация и технология защиты информации"

 Москва 2001г.

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 Дисциплина “Документоведение” является совместно с дисциплиной “Информатика”, “Операционные системы и компьютерные технологии” базовой при подготовке специалистов, занятых в области защиты информации, представленной на любых носителях, хранимой и обрабатываемой различными способами и средствами.

Цель дисциплины - обеспечить подготовку студентов в области применения вычислительной техники при решении задач документоведения, делопроизводства, управления и анализа хозяйственной деятельности.

Задачи дисциплины - подготовить студентов к самостоятельному использованию ЭВМ при организации делопроизводства и управления в офисе. Изучавшие дисциплину должны: владеть понятиями, связанными с офисной автоматизацией, методами и средствами управления электронными документами, их созданием, хранением, анализом, поиском, организацией коллективного доступа.

 2.      ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
 СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения курса студенты должны:

а) ЗНАТЬ:

теоретические основы документоведения, его современные проблемы и терминологию;

способы и средства документирования, классификацию типов носителей документальной информации;

структуру документа и нормативные требования к составлению и оформлению управленческих (деловых) и технических документов;

состав управленческих и технических документов учреждений, организаций и предприятий государственной, акционерной и частной форм собственности;

типовой состав конфиденциальных документов указанных учреждений, организаций и предприятий,

б) УМЕТЬ:

составлять документы с использованием языковых вариантов в зависимости от назначения, содержания и вида документа;

составлять документы в соответствии с требованиями государственных стандартов;

квалифицированно ориентироваться в составе документации учреждений, организаций и предприятий;

в) ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

о критериях исторической и практической ценности документов;

об основных тенденциях развития способов и средств документирования;

о направлениях унификации содержания и формы документов, стандартизации документов и систем документации.

Курс изучается в течении двух семестров. Первый семестр заканчивается зачетом, второй - экзаменом.

 

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

Общая трудоемкость дисциплины

245

122

123

Лекции

35

18

17

Лабораторные работы

140

72

68

Расчетно-графические работы

50

25

25

Курсовая работа

2

1

1

Самостоятельная работа

 

 

 

Вид итогового контроля

20

Зачет

Экзамен

 

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

 

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ЛР

1

Предмет, содержание и задачи курса, методы его изучения.

1

 

2

Понятие “документ”.

1

 

3

Функции документа.

1

 

4

Способы и средства документирования. Классификация носителей документной информации

1

 

5

Документообразующие признаки. Юридическая сила документа. Оригинальность документа. Подлинность документа. Копийность документа.

1

 

6

Формуляр управленческого документа.

1

6

7

Заголовочная и оформляющая части управленческого документа. Содержательная часть документа.

1

6

8

Составление и оформление основных видов управленческих документов.

8

20

9

Составление и оформление технических и технологических документов.

2

6

10

Использование ПЭВ в документоведении.

1

 

11

Текстовый редактор Word

 

34

12

Электронная таблица Excel

7

34

13

Система управления базами данных ACCESS

10

34

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

 1. Предмет, содержание и задачи курса, методы его изучения.

Роль документа в различных областях деятельности общества. Классификация документов. Сферы пересечения научных проблем документирования и защиты информации. Документы как основной носитель информации, составляющий государственную и коммерческую тайну. Назначение курса и его место в подготовке специалистов по защите информации.

Связь документоведения с правовыми, экономическими и техническими дисциплинами. Связь документирования с другими дисциплинами учебного плана.

 2. Понятие “документ”.

Понятие “информации”. Понятие “документ”. Возникновение документа и его назначение. Определения документа в документоведении и других научных дисциплинах: праве, архивоведении, информатике и др. Правовой, управленческий  и исторический аспекты в определении документа. Определение документа в государственных стандартах. Документы официальные (служебные), личные и личного происхождения. Документы рукописные и изготовленные с помощью технических средств.

3. Функции документа.

Понятие “функция документа”. Состав функций.

Информационная функция документа как средство запечатления, организации и сохранения информации правовая функция документа. Функции социальная и культурная. Функции учета явлений, событий и фактов.

Коммуникативная функция документа как средство передачи информации во времени и пространстве. Функция документа как исторического источника. Управленческая функция документа.

Функция защиты информации. Особенности информационной и коммуникативной функции секретного и конфиденциального документа.

Полифункциональность документа. Функции документа в условиях компьютеризации управления, массового внедрения автоматизированных информационных технологий.

 4. Способы и средства документирования.

Классификация способов и средств документирования.

Рукописные способы и средства фонетического и изобразительного документирования. Текстовое документирование и область его применения.

Чертежно-графическое документирование. Документирование картографической, инженерно-геологической и топографо-геодезической информации.

Комплексное документирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Средства технического документирования. Фотодокументирование. Микрофотокопирование . Фонодокументирование.

Документирования с помощью технических средств. Машинописный способ документирования. Документирование с применением организационной техники: телетайпов, телефаксов и т.п. Использованием ЭВМ.

Понятие “носитель информации”. Бумажный носитель информации. Фотографический носитель информации. Технический магнитный носитель информации. Магнитная карта. Пластиковые карты. Магнитные носители для записи фонограмм и видеофильмов. Перспективные виды носителей информации.

Влияние типа носителей информации на долговечность и стоимость документа.

 5. Документообразующие признаки.

Понятия “свойство документа” и “признаки документа”. Основные свойства и соответствующие признаки, образующие документ и обусловленные его функциями.

Содержание и форма документа. Авторство документа. Наименование документа. Датирование документа. Удостоверение документа как подтверждение достоверности информации, содержащейся в документе. Соотношение подписи и автора документа. Подписи по доверенности. Факсимиле. Печати и штампы, их виды.

Понятие “качество документа”. Основные характеристики качества. Категории качества: информационные, лингвистические, социально-психологические, правовые, технические, экономические, эстетические.

Юридическая и управленческая сила документа. Требования к сочетанию в документе его признаков.

Понятие “оригинал документа”, признаки оригинала. Черновик и беловик. Оригиналы технических документов. Оригиналы кино-, фото-, фоно-, видеодокументов. Оригиналы машиночитаемых документов.

Понятие “подлинник документа”. Критерии дефектности документов. Подлинные и подложные документы.

Понятия “копия документа”, “выписка из документа”, “дубликат документа”.. Виды копий, определяемые способом их воспроизведения. Копии, различимые по способу их удостоверения. Порядок оформления копий. Юридическая сила копий, изготовленных различными способами копирования и размножения документов.

6. Формуляр управленческого документа.

Понятие “реквизит документа”. Постоянные и переменные реквизиты. Понятие “формуляр документа”. Понятие “формуляр-образец”. Основные части формуляра-образца. Унифицированный документ. Задачи формуляра-образца в установлении единообразия форматов бумаги, размеров служебных полей и схемы расположения реквизитов унифицированного документа.

 7. Заголовочная и оформляющая части управленческого документа.

Бланк документа. Особенности состава и схемы расположения реквизитов организационно-распорядительных документов.

Содержательная часть документа.

Официально-деловой стиль языка документа. Основные коммуникативные свойства официально-делового стиля: правильность, точность, логичность, краткость изложения текста документа.

Неформализованная и формализованная содержательные части документа. Виды формализованных текстов документов: табличная, анкетная, блочная и графическая. Простые и сложные документы. Заголовок к тексту, деление текста на разделы, подразделы и пункты. Приложения к тексту и правила их оформления.

 8. Составление и оформление основных видов управленческих документов.

Организационно-распорядительные документы и их классификация:

·              организационные документы;

·              распорядительные документы;

·              документы по личному составу;

·              финансово-бухгалтерские документы;

·              информационно-справочные документы;

·              коммерческие контракты и договоры;

·              нормативные документы государственных органов.

9. Составление и оформление технических и технологических документов.

Чертежные документы. Электрические, электронные, монтажные и иные схемы. Технологические документы.

Виды картографических документов. Правила оформления картографических и топографо-геодезических документов.

Виды научно-технических документов. Правила оформления описания, паспорта изделия, регламента, технического задания, отчета о научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе и других документов.

Патентные документы. Научно-информационные документы.

 10. Испоьзование ПЭВМ в документоведеении

 11. Текстовый редактор Word.

Работа с первичными документами. Шаблоны документов. Классификация шаблонов. Мастера документов. Создание шаблона общего бланка: установка параметров страницы, установка позиций табуляции, оформление реквизитов заголовочной части документа, использование кадра, форматирование текста. Поля формы. Способы форматирования документов. Стили форматирования. Форматирование и нумерация заголовков, создание многоуровневого списка. Рецензирование документов: вставка примечаний, внесение исправлений, учет примечаний и исправлений. Свойства файлов документов. Защита файлов. Просмотр и поиск файлов.

 12. Электронная таблица Excel.

Управление данными в Excel: создание баз данных, работа с электронными таблицами, построение графиков. Создание, открытие и сохранение документов. Поиск файлов, просмотр документов и их свойств. Работа с книгами и листами. Ввод, выделение и правка данных. Поиск записей, сортировка данных, фильтры. Форматирование текста и ячеек, форматирование текста и чисел, дат и значений времени. Форматирование стилями, использование автоформатов. Задание формул. Использование функций, мастер функций. Консолидация данных. Анализ данных с помощью сводной таблицы Работа с диаграммами.

 13. Система управления базами данных ACCESS

СУБД MS Access 7.0 и ее реляционная БД. Этапы проектирования и создания БД. Определение структуры БД. Создание таблицы БД. Определение структуры таблицы. Ввод и редактирование и поиск данных в таблице БД. Схема данных в Access. Связывание таблиц. Формы. Мастера для создания форм. Режим конструктора. Редактирование данных с помощью формы. Фильтрация информации в форме. Запросы. Проектирование запроса. Сортировка записей таблицы. Запросы с критериями поиска. Запросы с параметрами. Отчеты. Конструктор отчетов.

 

5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

 

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1-7

11

Подготовка и редактирование документов в MS Word 7.0.

8

6,7

Разработка бланков типовых документов.

9

6,7

Оформление реквизитов служебных документов.

10

8

Оформление справочно-информационной документации.

11

8

Оформление распорядительных документов.

12

8

Оформление организационных документов.

13

8

Оформление документов коллегиальных органов.

14

8

Оформление кадровой документации.

15

9

Оформление технологических документов.

16-21

12

Создание электронных таблиц, базы данных, анализ данных, построение диаграмм в Excel 7.0.

22-27

13

Проектирование базы данных. Построение таблиц БД. Формы. Запросы. Отчет. Access 7.0.

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1.      М.И. Басаков “Делопроизводство и корреспонденция”. Ростов-на-Дону:
“Феникс”, 2000.

2.      Т.В. Печникова, А.В. Печникова “Практика работы с документами в организации”. М.: “ЭКМОС”, 1999.

3.      А.В. Печникова “Документация отдела кадров предприятия”. М.: “ЭКМОС”, 2000.

4.      М.В. Стенюков “Документы. Делопроизводство”. М.: “ПРИОР”, 2000.

5.      Б. Курицкий “Организация делопроизводства и управления в офисе”. “BHV”, Санкт-Петербург, 1997.

6.      А. Колесников, В. Пасько “Microsoft Office для Windows 95 в бюро”. “BHV”, Киев, 1997.

7.      Ю. Бекаревич, Н. Пушкина “СУБД Access для Windows 95”. “BHV”, Санкт-Петербург, 1997.

8.      С.В. Назарова “Практикум по пакетам прикладных программ”. “Финансы и статистика”, Москва, 1999.

9.      М. ОртлеппExcel7 для Windows95. Программы для персональных компьютеров”. “Текст”, Москва, 1998.

  

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

·           учебные пособия;

·           образцы документов;

·           компьютеры типа Pentium 133;

·           программное обеспечение MS Office 97

 

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки дипломированных специалистов по направлению 075300 – "Организация технологии защиты информации", утвержденным Минобразованием России 17.03.2000г.

 

Программу составил:

Кудлаев Александр Анатольевич - кандидат технических наук, доцент МИИГАиК.

 

 Декан ФПК                                                                                                                                        В.А.Малинников

 

Заведующий кафедрой ВТиАОИ                                                                    И.Г.Журкин

 

СОЗДАТЕЛИ СИСТЕМЫ ДО ГОСТЕВАЯ КНИГА E-MAIL